В Казахстане зарегистрировано более 30 тысяч детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. На всю страну действует 188 государственных и частных учреждений для содержания этих несчастных деток. Устрашающая цифра, когда мы говорим о цветах жизни, не правда ли? Но ведь немало в нашей стране и тех, кто своей материнской и отцовской любовью готов отогреть одинокие сердца. Наша сегодняшняя история о человеке, который своим примером показал: окружить семейной заботой и любовью тех, кто лишен этого с самого детства, может каждый. Наш собеседник– Аида Ибрагимова, мать двоих мальчиков, которая приняла в свой дом и в свое сердце еще четверых деток из приюта.
[aesop_gallery id="9105"]
– Аида, насколько я знаю, ты взяла патронат над двумя мальчиками и двумя девочками, оставшимися без попечения родителей. С чего начался твой путь многодетной мамы?
– С жизнью детей-сирот я столкнулась еще в детстве, когда моя мама работала в детском доме. Я помню, как она переживала за каждого ребенка, старалась участвовать в их жизни, помогала, когда у них возникали трудности. Ходила на все школьные собрания, поддерживала при поступлении в университет, забирала их погостить к нам домой. Но это были нестабильные 90-е годы. Нас у нее было трое. Возможно, поэтому она так и не решилась на усыновление.
[aesop_gallery id="9106"]
[aesop_content color="#FFFFFF" background="#333333" columns="1" position="none" imgrepeat="no-repeat" floaterposition="left" floaterdirection="up"]
Хорошо помню, как однажды она отдала одной из девочек-воспитанниц мои красивые новые туфли. Я тогда очень расстроилась, а она сказала: «Зато у тебя, в отличие от нее, есть мама». Возможно именно в этот момент я впервые осознала всю несправедливость, которая выпала на долю этих деток.
[/aesop_content]
[aesop_gallery id="9107"]
С тех пор мысль о том, чтобы забрать ребенка из детского дома, не покидала меня. Я отучилась, переехала в Астану, продолжила учебу за границей, вышла замуж, родила двух прекрасных мальчиков, строила карьеру и, собственно, жила как все нормальные счастливые люди. Но наши жизненные пути с мужем разошлись, и я была уверена в том, что к идее об усыновлении смогу вернуться только тогда, когда снова выйду замуж и создам полную семью. Я бы, наверное, и дальше жила с этой уверенностью, если бы не одна судьбоносная встреча.
[aesop_gallery id="9108"]
– Получается, в твоей истории сыграли свою роль высшие силы?
– Не знаю, можно ли это так назвать. 2 сентября в школьном родительском чате мы договорились с одной из мамочек одноклассников моего сына поехать на базар за школьными тетрадями. Так сказать, “за компанию”. До этой встречи мы не были знакомы лично, и вначале я не могла понять, чья именно это мама. В ходе беседы выяснилось, что она мама новенького мальчика Миши. Женщина казашка, а мальчик был явно славянской наружности. Она, как ни в чем не бывало, рассказала о том, что вообще-то у нее 13 детей- 2 биологических и 11 усыновленных, при этом их всех она воспитывает сама, без мужа.
[aesop_gallery id="9109"]
[aesop_content color="#FFFFFF" background="#333333" columns="1" position="none" imgrepeat="no-repeat" floaterposition="left" floaterdirection="up"]
До встречи с этой “Мамой с большой буквы” я и мечтать не смела о том, что органы опеки могут доверить ребенка неполной семье. Но она рассказала о том, как проходит сам процесс взятия ребенка на патронатное воспитание. К тому же, помогала мне на всех этапах, которые нужно было пройти, прежде чем забрать моих деток домой. Зовут эту чудесную женщину Жанара Байжулдинова. Я бесконечно благодарна за то, что встреча с ней навсегда изменила жизнь нашей семьи.
[/aesop_content]
[aesop_gallery id="9110"]
И знаешь, что самое удивительное во всей этой истории? На следующий день Мишу перевели из нашего класса! Оказывается, он должен был учиться в параллельном классе, но произошла какая-то путаница, и всего на 1 день он оказался одноклассником моего сына, и как раз в этот момент Жанара искала компанию для покупки канцтоваров. Как после этого не верить в судьбу?
– Именно Жанара вдохновила тебя на то, чтобы взять сразу четверых? Многие женщины не решаются сами рожать столько, а ты в одночасье стала мамой шестерых.
– Нет, тут немножко другая история. Так как у меня два биологических сына, я хотела взять еще двух девочек, но в детдоме сказали, что так не получится и сначала предложили взять Настеньку, у которой мама умерла от рака. Я еще ее не видела, но уже была согласна, потому что хорошо понимаю, что значит потерять мать. Потом мне предложили взять еще одну девочку, но у нее был брат и, конечно, разлучать их было нельзя. Так в нашей семье появились две Насти и Сашенька.
[aesop_gallery id="9115"]
[aesop_content color="#FFFFFF" background="#333333" columns="2" position="none" imgrepeat="no-repeat" floaterposition="left" floaterdirection="up"]
Но вот Ваню нам привела дочка Жанары, Аружан, которая познакомилась с ним в детдомовском коридоре, пока ждала нас. Девочка поведала ему, зачем мы пришли. И добавила к рассказу, что, если он будет хорошо учиться, то и его заберут в семью. На что Ваня как настоящий детдомовец огрызнулся: «А что твоя мама берет только отличников?». После пересказа этого разговора, слова мальчика настолько задели меня за живое, что в тот же момент я решила: этот мальчик тоже станет частью моей семьи.
[/aesop_content]
[aesop_gallery id="9116"]
Вот так нас стало семеро. Оформление документов заняло несколько недель, в течение которых мы присматривались, притирались, привыкали друг к другу.
– Но насколько я знаю, с оформлением опеки над Ванечкой ты столкнулась с определенными трудностями?
– Дело в том, что у Вани есть родственники. Отказавшаяся от него мама и дядя, проживающий в доме, который является наследством мальчика.
[aesop_content color="#FFFFFF" background="#333333" columns="1" position="none" imgrepeat="no-repeat" floaterposition="left" floaterdirection="up"]
Поэтому, когда дядя узнал о том, что Ваню хотят забрать в семью, нанял адвоката, который старался всячески препятствовать получению мной опеки. Хотя при патронатной форме опекун не приобретает никаких прав на имущество ребенка.
[/aesop_content]
Это был очень тяжелый процесс, мы всей семьей переживали за решение суда, но, к счастью, все разрешилось благополучно. Когда тяжба только начиналась, я откровенно поговорила с Ваней, объяснила, что родная мама- это родная мама, и если он захочет к ней вернуться, то я поддержу его решение, и мы, несмотря ни на что, всегда будем друзьями. На суде Ваня сказал, что хочет остаться у нас.
[aesop_gallery id="9117"]
– А как твои мальчики отреагировали на решение принять в семью четверых приемных братьев и сестер? Ревновали?
– Вначале, пока притирались, конечно, было. Но до первого визита в детский дом мои дети даже и не подозревали о том, что есть такие детки, у которых нет ни папы, ни мамы, у которых нет дома, их никто не любит и не ласкает. Мой младший сынок Адильхан со слезами на глазах просил забрать всех, кто был там. Наверное, это было их первое столкновение с суровой реальностью, с «правдой жизни». Мне потом еще долго пришлось объяснять им, почему у этих деток нет мамы, почему они живут в «казенном доме». Мои сыновья после услышанного целиком и полностью поддерживали мое решение о патронате и приложили старания к тому, чтобы адаптироваться к новому укладу в нашей семье.
[aesop_gallery id="9118"]
– А какие были проблемы со стороны твоих новых деток?
– На самом деле, основная проблема всех детей из детских домов- это то, что их очень тяжело мотивировать. Они привыкли, что их содержит государство, все привозят спонсоры, меценаты и просто добросердечные люди. Им не нужно прилагать усилия для того, чтобы получить игрушку или новую вещь. Нет параллели между трудом и получением желаемого. С этим было сложно, но все поправимо, нужно лишь время и терпение. Такая же ситуация с доверием, открытостью, какими-то психологическими травмами. Никто не говорил, что будет легко. В душе они все хорошие и добрые ребята, поэтому я уверена, что уже очень скоро прогресс будет налицо. За несколько месяцев я уже вижу, как их сердечки отогреваются. Они как губки впитывают семейную любовь, заботу и ощущение защищенности. К примеру, они все по очереди спят в моей комнате, у них есть огромная потребность в ощущении близости с мамой, в нежности и тепле.
[aesop_gallery id="9114"]
– Наверное, это щепетильная тема, но у многих читателей, наверняка, возникнет вопрос о финансах. Насколько состоятельным человеком нужно быть, чтобы взять патронат над четырьмя детьми, даже не учитывая своих двоих?
– Могу сказать точно - я далеко не богачка, но и эти дети меня точно не объедают. У нас есть квартира, я продала за сущие копейки старую мебель, заказала несколько двухъярусных кроватей, одну спальню отдала девочкам, вторую мальчикам, сама пока сплю в гостиной.
[aesop_gallery id="9119"]
[aesop_content color="#FFFFFF" background="#333333" columns="2" position="none" imgrepeat="no-repeat" floaterposition="left" floaterdirection="up"]
На каждого ребенка государство выделяет 18 тысяч тенге в месяц, а моей зарплаты хватает на то, чтобы дать им все необходимое. Да, мы не живем в роскоши, но я никогда не тратила заработанные деньги с таким удовольствием.
[/aesop_content]
[aesop_quote type="pull" background="#282828" text="#FFFFFF" align="center" size="1" quote="Подумайте, что есть наша повседневная жизнь? Работа, дом, вечная гонка за деньгами и ненужными, по сути, вещами. С появлением этих деток моя жизнь наполнилась новым смыслом." parallax="on" direction="left"]
Я ежедневно наблюдаю за тем, как мои сыновья Эмирхан и Адильхан становятся более ответственными, сознательными, заботливыми и отзывчивыми. Они перестали быть эгоистами и научились делиться с ближним. Им нравится помогать в учебе Саше. Они очень радуются, когда Саша делает успехи в чтении, письме или математике. А ведь после детского дома Саша совсем не умел ни писать, ни читать, ни уж тем более считать. И когда я сказала, что делиться нужно не только дисками и игрушками, а еще и знаниями, Эмирхан и Адик с удовольствием принялись за новое ответственное дело.
[aesop_gallery id="9125"]
[aesop_content color="#FFFFFF" background="#333333" columns="2" position="none" imgrepeat="no-repeat" floaterposition="left" floaterdirection="up"]
Самое главное, что Саше нравится с ними заниматься, все это у них проходит в форме игры. Я, конечно же, понимаю, что впереди не избежать трудностей. Ведь мальчишкам нужен пример для подражания, нужна мужская твердость. Я, как мама, как женщина, могу научить их любить и уважать. Остальное, надеюсь, приложится в будущем. А деньги, я уж как-нибудь заработаю.
[/aesop_content]
Главное, чтобы Аллах дал силы и здоровье мне и моим деткам. Ведь их всех послали мне Небеса, независимо от того, родила я их сама или нет. В каждом из них я вижу частичку себя, свои черты характера, я понимаю все, что они делают в тот или иной момент. Они все мои дети. Любимые и родные. А это, я считаю, самое главное.